Театр драмы и комедии на Таганке



 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Сообщение отправил(а)Текст сообщения



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Дата, время: 22.02.09 20:20. Заголовок: Вениамин Смехов: «Но такой магии, которая исходила от спектаклей Фоменко и Эфроса...»


Полностью читайте здесь

К. ЛАРИНА: ...Давайте начнём с книжек. Дайте хоть мне посмотреть на них. Они все запечатанные, я боялась нарушить эту девственную плеву. Итак, «Та Таганка» и «В жизни так не бывает». Давайте немножечко расскажем, что там внутри есть.

В. СМЕХОВ: Хорошо. Приятно чувствовать себя незаконным именинником, поскольку основная профессия – актер. Но, все-таки, самая первая – это любовь к литературе, книги и вообще, с детства собирался быть совсем не актером. Стеснялся выходить на публику. А вот писать, сочинять, на это я надеялся. Но не получилось. И вдруг вышла книжка. Сначала в АГРИУСе, а теперь в издательстве «Время».

К. ЛАРИНА: Сначала было в журнале «Юность».

В. СМЕХОВ: Первая была статья, она же и проза, я не знаю, как называется, но кто поумнее радует меня комплиментами на тему жанра. Это была проза, называлась статья «В жизни так не бывает». Это был 1969 или 1970 год.

К. ЛАРИНА: Как раз по этому названию у нас получился целый том!

В. СМЕХОВ: Да. «Лучшее занятие в мире» - об актерах, о Таганке, что почти не было разрешено, но журнал «Юность» был второй по честности журнал после «Нового мира». Потом вышла повесть «Служенье муз не терпит суеты», один день актера. Она в каком-то усовершенствованном виде существует и здесь, в томике прозы. Там и любимый жанр – портреты, о портретах кого только нет из тех, с кем мне посчастливилось видеться или дружить, или вместе работать, или просто радовать душу свою общением. Это и Николай Эрдман, Лиля Брик, Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Юрий Визбор, Игорь Кваша, Олег Табаков и многие другие.

Там есть и проза дурашливая, это капустники. Я отвечал в своём любимом и единственном театре на Таганке, за массовые безобразия, за встречи кулуарные, закулисные, с моими соратниками и даже подчиненными по капустникам, это были Ванечка Дыховичный, Лёня Филатов, Володя Высоцкий, Шаповалов, те, кого уже, слава Богу, хорошо знают. Там есть капустники всякого рода, и посвященные Лёве Дурову, и совершенно искромётные или, может быть, мои гениальные творения – это безрассудство шуточек в адрес Олега Ефремова, Игоря Кваши, Галочки Волчек. Вот…

Тбилиси, гастроли наши необыкновенные, которые особенно хорошо сейчас вспоминаются. Как нас принимали в Тбилиси, портрет Сергея Параджанова. Короче, литературные портреты. Там же есть и всякие, как это сказать… отвлечения в сторону собственных записных книжек. Это дневники. Я с опаской отношусь к публикации дневников, но это подспорье.

К. ЛАРИНА: Редактировали дневниковые записи?

В. СМЕХОВ: Я только выбрасывал что-то, что неприлично звучит, в адрес кого-то.

К. ЛАРИНА: Всё-таки, не решились?

В. СМЕХОВ: Не решился потому, что когда меня не будет – тогда можно будет всё. Я думаю, что самое страшное, мы сейчас говорили об одной даме, очень близкой к одному из великих людей нашего времени, которая существует как цитата к «Пиковой даме». Пиковая дама – тайная недоброжелательность. Чего у нас нельзя отнять – так это доброжелательства. Нельзя отнять того, чего у нас никогда не было. Это из моих эйфоризмов. Тот же том кончается всякими штуками, к которым благосклонно отнеслись люди.

Кто не благосклонно – тех я не замечаю. Один замечательный поэт сказал – отрицательное мнение о моих стихах меня не интересует. А меня интересует хорошее. Я же от добра хотел. Стало быть, про добро, про хорошее, этого много. Надо этим утешаться. Я себя утешил утром тем, что включил «Эхо Москвы». Я не помню, это Маршак или нет. «Второй вопрос возник давно – что эхом называется? И если есть оно в лесу, то где оно скрывается?»

К. ЛАРИНА: Я тоже не помню.

В. СМЕХОВ: Это, по-моему, «Азбука» Маршака.

К. ЛАРИНА: А про Таганку?

В. СМЕХОВ: Первый том – «Та Таганка». Этими названиями исчерпан смысл для имеющих уши. Это театр, который был абсолютно уникален. Сегодня это один из многих, хороших, достойных театров, дай Бог здоровья Юрию Петровичу и моим молодым и ветеранским коллегам. Речь там идёт о Таганке. Отчасти это было уже напечатано, отчасти это заново, но это какой-то такой комплект более-менее художественно отредактированный. Это с самого детства Таганки. С самого начала, то, что было до Любимова, я там был полтора года, и главным носителем театрального существа был юный режиссер Пётр Фоменко тогда. Для меня и для нас.

А дальше – Юрий Петрович. И дальше – театр, корабль, который двигался сквозь все торосы лет 20, а потом уже партия и правительство сыграло потрясающе удачную игрушку. Любимого выселили за пределы, это было изгнание, а Анатолия Васильевича Эфроса, великого, величайшего из режиссёров ХХ века... Эфрос и Любимов были два…

К. ЛАРИНА: Вы про эту страницу пишете?

М. ПЕШКОВА: Да. Там есть «Скрипка мастера». Я счастлив, что два из самых близких Эфросу человека, которые в тот период, как и мы, по разные стороны находясь, политика нас развела. И мы нехорошо относились к противоположным знакам. Мы говорили, что это дурно – чужого отца вводить в дом, где живого отца только что выселили. И не посоветовались с детьми. А там говорили, что «вам, дуракам, повезло. Любимов вас предал давно, а Эфрос наградил вас присутствием». На самом деле это была игра комитета не к ночи будет упомянутой партии.

К. ЛАРИНА: Разводка называется на нынешнем сленге.

В. СМЕХОВ: Да. Закончилось всё гражданской смертью Любимова и физической смертью Эфроса.

К. ЛАРИНА: Не жалеете, что было сказано много резких слов в адрес Эфроса?

В. СМЕХОВ: Вы знаете, я лучше это расскажу Гале дома, или Вам, отдельно от микрофона. Потому, что из Лёни Филатова столько вытянули, воспользовавшись его состоянием, покаяний. А потом я услышал из его уст, как ему было печально, что это тиражировалось. Нет, ни о чём жалеть нельзя, потому, что всему своё время. В то время это была больная реакция разорённой семьи. А дальше начинается разговор. Эфрос для меня был более значительной фигурой, чем Любимов. Я, как актер, политически я всегда был там, и школа Любимовская для меня бесценна. Но такой магии, которая исходила от спектаклей Фоменко и Эфроса...

К. ЛАРИНА: Кстати, тот период жизни Вашей, тяжелый период развода с театром, ухода, я помню, для меня это было одно из самых сильных впечатлений театральных, Ваша работа в спектакле «На дне». Я помню Ваши выступления, Ваши, и Леонида Филатова, и Виталий Шаповалов принимал участие на сцене «Современника» в спектакле «Близнец», и в спектакле, который родился тогда исключительно по причине, что Вы там находились в то время, «Дилетанты», где актёры «Современника», в том числе и Смехов, и Филатов, читали свои произведения литературные. А если бы не было такой ситуации, может быть, этого бы и не случилось.

В. СМЕХОВ: Нет, на Таганке это называлось «в поисках жанра». И Любимов это круто использовал. Когда кто-то заболевал, то зрители наши дорогие… так любить зрителей, как на Таганке, никто не умеет. Для нас это был партнёр – зритель. А когда кого-то не оказывалось по причине болезни или пьянки или ещё чего-нибудь такого, на Таганке, то мы заменяли это собственными изделиями. Дима Межевич играл замечательные бардовские песни, Лёня Филатов свои невероятно талантливые пародии, Володя Высоцкий – песни свои, Алла Демидова читала, Юра Медведев – гениальный пантомимист, исполнял свои номера. Я читал свои рассказики или читал стихи, что тоже было отвлечением от репертуара.

Слово «Дилетанты» здесь очень важно. И Галя Волчек собрала с Давидом Боровским, бывшим и будущий таганский номер один художник, в то время был главным, он мигрировал вместе с нами в «Современник». Они придумали спектакль «Дилетанты» и мы с Гафтом, с Соколовой, Ивановой и Лёней Филатовым выходили и радовали сами себя этим утешительным безрассудством.

К. ЛАРИНА: А можно ещё спросить про историю Таганки? Там же есть ещё одна страница тяжелая. Это разлом внутри.

В. СМЕХОВ: Это тоже отражено отчасти в книжке «Та Таганка», потому, что там много раз упоминается даже с нежными какими-то прилагательными рядом, имя Коли Губенко, первого, лучшего артиста Таганки, как Зина Славина первая и лучшая, необъяснимо гениальная трагическая актриса. Так же Коля Губенко. И это бесконечная печаль, которая когда-нибудь остановится или нет, я не знаю. Печать о том, что мы потеряли. Живой человек ушёл в политику и сразу трансформировался бог знает во что. Окоммуниздился, или не знаю, какие ещё нежные слова говорят на эту тему. Это же бизнес. Компартия – нет такой партии, это дьяволово семя.

К. ЛАРИНА: Любая партия, наверное.

В. СМЕХОВ: И революция, знаете как Эрдман: «такая великая страна – и вдруг революция! Прямо неловко перед другими державами». Сказано всё… Это дьявольщина. А Коля божественный режиссёр, актёр и товарищ. Мы вместе с ним спасали из черной дыры Юрия Любимова.

К. ЛАРИНА: И спасли.

В. СМЕХОВ: Спасибо Коле и тогдашней партии во главе с Горбачевым, Яковлевым и Шеварднадзе. Вот как времена крутятся! Отчасти это есть в этой книжке.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………

К. ЛАРИНА: Вы уже в сериалах играете! А что случилось?

В. СМЕХОВ: Почему «в сериалах»? А что случилось с сериалами? Появился Саша Прошкин, «Живаго».

К. ЛАРИНА: Это не сериал. Это настоящий телевизионный многосерийный фильм.

В. СМЕХОВ: Вот мне показалось, что то, что мне предложили очень и очень умные талантливые два человека – продюсер и режиссер, в разборе того, что мне предстоит, меня это быстро вразумило отказаться от предыдущего случая, куда я был втянут просто по причине свободного времени и профессии актёрской. Мне было это очень актуально, и мы купили квартиру, а платить было нечем. Вот такой простой случай. Но от этого я отказался. И дальше я вступил в зону сериалов. А на самом деле это не сериал, а телероман. Мне до сих пор нравится слышать о «Монтекристо» то хорошее, что я услышал от Вадима Юсова. Петра Тодоровского.

К. ЛАРИНА: Слушайте, надо смотреть, что ли… Это классический «Монтекристо»?

В. СМЕХОВ: Нет, это сегодняшний день. Это аргентинская сага, которая уже заразила пять или шесть стран, и нашу страну. Придуман наш вариант. Чуть-чуть поспешное литературное оснащение, но мы на хочу сами исправляем. Замечательные режиссеры, актеры, всё очень славно, по-табаковски.

К. ЛАРИНА: А «Предполагаемые обстоятельства» - это телевизионный продукт?

В. СМЕХОВ: Там четыре новеллы. Я в первой, где в двух сериях я играю очень хорошего, правда, немножко бабника… Но разве это плохо? Но режиссёр, у которого 3-4 актрисы, которые между собой что-то делят, потом его убивают, решают, кто его убил и по ходу дела фантазируют, Марина Неёлова оказывается гениальным детективом, поскольку она актриса.

К. ЛАРИНА: Компания замечательная. Мы пришли к сегодняшней жизни Вениамина Смехова. Мы должны сказать то, что Вы сказали мне во время рекламной паузы. Совершенно удивительная новость, что у Вас будет творческий вечер, поэтический. 26 октября.

В. СМЕХОВ: Знаете, очень плохая погода на душе по известным причинам дома, на родине. Да и в мире, в общем-то…

К. ЛАРИНА: Кризис!

В. СМЕХОВ: Да. И ловишь себе утешения. Утешений достаточно. Одно из самых необыкновенных то, что молодой народ потянулся к поэзии. Отношение сегодняшний людей, навскидку – Самара, Казань, Чита, в эти времена, Новосибирск, Омск, где я был много и поставил спектакль «Красавец мужчина». Отношение к Маяковскому. Радость. Отношение… Ну, неважно, к Пушкину и вообще к поэзии. Это будет вечер, как вчера мне сказали в филармонии, что почти весь зал уже заполнен.

К. ЛАРИНА: Зал Чайковского.

В. СМЕХОВ: Зал Чайковского. И не потому, что я такой хороший, а потому, что люди потянулись к поэзии. 26 октября.

К. ЛАРИНА: В Зале Чайковского вечер Вениамина Смехова. Билетов уже нет. Приходите просто так. Я помню, как Сергей Юрьевич Юрский тоже как-то сообщал, что у него будет поэтический вечер в Зале Чайковского и боялся, что не будет людей. Поскольку это было достаточно давно, когда только-только начинался этот интерес к поэзии. Мы потом посмотрели – битком просто, на люстрах висели! Я Вам желаю того же и уверена, что будет то же самое. Вы абсолютно правы. Люди сегодня хотят нормального человеческого разговора.

В. СМЕХОВ: Там будет три поколения поэтов, от Владимира до Владимира – от Маяковского до Высоцкого. И там будет очень дорогой мне Дмитрий Пригов. Сейчас я узнал, что у нас самый рекордный урожай в стране. И тут же вспомнил стихи:

Урожай повысился -

Больше будет хлеба

Больше будет времени

Рассуждать про небо

Больше будет времени

Рассуждать про небо -

Урожай понизится

Меньше станет хлеба

Чудно!

К. ЛАРИНА: Это Дмитрий Пригов. И это Вениамин Смехов. Всё. Время наше истекло. До встречи.

В. СМЕХОВ: Спасибо большое.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]







Сообщение: 4
Зарегистрирован: 02.07.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Дата, время: 27.02.09 01:39. Заголовок: В. СМЕХОВ: ... Эфрос..



 цитата:
В. СМЕХОВ: ... Эфрос и Любимов были два…

К. ЛАРИНА: Вы про эту страницу пишете?




 цитата:
В. СМЕХОВ: ...школаЛюбимовская для меня бесценна. Но такой магии, которая исходила от спектаклей Фоменко и Эфроса...

К. ЛАРИНА: Кстати, тот период жизни Вашей, тяжелый период развода с театром, ухода, я помню, для меня это было одно из самых сильных впечатлений театральных, Ваша работа в спектакле «На дне».



Она же его постоянно обрывает, не даёт договорить. «Эфрос и Любимов были два...» Ну кто «два» были Эфрос и Любимов с точки зрения Смехова?.. И что с магией, которая исходила от спектаклей Фоменко и Эфроса?.. Он больше ни у кого другого такой не видел?.. Не даёт договорить ему! Что за хамская манера у этих ведущих! Ведь это бы было чрезвычайно интересно послушать. Смехова, а не её!!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 16
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет